FAQ :: Поиск :: Пользователи :: Группы :: Регистрация
Профиль :: Войти и проверить личные сообщения :: Вход

Фридл Дикер-Брандейс /Friedl Dicker-Brandeis

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> BAUHAUS
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Пт Окт 22, 2010 11:07 pm    Заголовок сообщения: Фридл Дикер-Брандейс /Friedl Dicker-Brandeis Ответить с цитатой

Фридл Дикер-Брандейс (Брандайс)

(нем. Friedl Dicker-Brandeis; 30 июля 1898 — 9 октября 1944) — австрийская художница еврейского происхождения. Ученица Йоханнеса Иттена, затем продолжила обучение в Веймарском Баухаузе. Занималась в 1919—1923 дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания Баухауза работала театральным художником и дизайнером в Берлине, Праге и Гронове. Замужем за Павлом (Паулем) Брандайсом с 1936.

Вместе с мужем депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944, она собрала все рисунки, сделанные детьми на её уроках (около 5000), в чемодан. Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и её терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, её посетило более миллиона человек.

____________________________
Из википедии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 4:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

001
--------------------------------------------------------------
из книги Елены Макаровой, Сергея Макарова
«Я — БЛУЖДАЮЩИЙ РЕБЕНОК...»
Дети и образование в терезинском гетто, 1941 —1945 гг.

УРОКИ ФРИДЛ ДИКЕР-БРАНДЕЙС



*Фредерика Дикер родилась в Вене 30 июля 1898 г. в семье мелкого служащего. Ее мать умерла, когда Фридл еще не исполнилось четырех лет. С 1909 по 1912 г. Фридл училась в женской средней школе, в 1914 г. поступила в Экспериментальную школу графики на факультет фотографии. В шестнадцать лет она ушла из дома. Чтобы заработать на обучение, работала в уличном театре. Училась на текстильном отделении Высшей школы прикладного искусства и в Свободном лицее, посещала курс «творческого рисования» профессора Ф.Чижека. С 1916 по 1919 училась в частной школе Иоганнеса Иттена, затем, вместе с ним и группой его студентов переехала в Веймар, в школу Баухауз, возглавляемую архитектором В.Гропиусом. В школе «архитекторов будущего» Фридл посещала занятия Иттена и работала в текстильной, литографической и скульптурной мастерских, которыми руководили П.Клее, Г.Мухе, Л.Файнингер и О.Шлеммер. Благодаря выдающимся способностям она вскоре получила право преподавать новичкам «Вводный курс» И.Иттена. В 1921 г. Фридл оформила главу «Старые мастера» в философско-искусствоведческом альманахе Иттена «Утопия». Вместе с другом и сокурсником Францем Зингером они работали в театре берлинского режиссера Бертольда Фиртеля «Труппа», где создали декорации и костюмы к «Пробуждению» А.Штрамма, «Габриелю Боркману» Г.Ибсена, «Венецианскому купцу» В.Шекспира и др.
В 1923 г. Фридл закончила Баухауз. Вместе с Зингером они открыли в Берлине Мастерские изобразительного искусства по производству тканей, кружев и изделий из кожи. Ее работы были отмечены почетным дипломом Второй берлинской ярмарки кружев (1924). В 1925 г. Фридл вернулась в Вену. Вместе с однокурсницей Мартой Дёберль они изготовляли ткани, вышивки, гобелены, кожаные дамские сумочки и пояса, экспериментировали с новыми техниками и материалами.
В 1926 г. Зингер переехал в Вену, где они с Фридл открыли ателье «Зингер — Дикер», одно из самых модных и престижных в городе. В нем проектировались мебель, ткани, интерьеры и здания. Самые известные из них — детский сад в пролетарском районе Вены по системе Монтессори и Теннисный клуб. Ателье выполняло заказы на костюмы и декорации для спектаклей Б.Брехта: «Мать» М. Горького, «Дон Карлос» и др. В 1931 г. Фридл начала преподавать на курсах для воспитателей детских садов. Тогда же Фридл примыкает к коммунистическому движению и создает серию антикапиталистических и антифашистских плакатов-фотоколлажей. В 1934 г. во время профашистского путча в Вене Фридл арестовывают за подделку паспортов для коммунистов. После недолгого тюремного заключения она эмигрирует в Прагу.
В Праге она продолжает работать в антифашистском движении, вместе с Элизабет Дойч, сестрами Шимко и немкой Хильдой Котны, которая становится ее ближайшей подругой.
Стиль живописи Фридл резко меняется, от конструктивизма она переходит к весьма необычному реализму (сегодня этот стиль носит название «новая вещественность»). Кроме того, она сотрудничает со своими прежними коллегами по венскому ателье. В своей квартире на Виноградах она открывает художественную студию для детей-иммигрантов из Германии и Австрии.
В 1936 г. Фридл выходит замуж за своего кузена, бухгалтера Павла Брандейса, что дает ей чехословацкое гражданство и право на работу. Теперь она Бедржишка (так переводится на чешский имя Фредерика) Брандейсова.
В 1938 г. Фридл с помощью друзей получает визу на выезд в Палестину — и отказывается от нее. Вместе с Павлом они переезжают из Праги в Гронов, маленький город неподалеку от польской границы, где Павел устраивается бухгалтером на текстильную фабрику «Шпиглер и сыновья», Фридл работает там же художником по тканям. За спроектированный ею стенд «Текстиль Северо-Восточной Богемии» для выставки «Наход-38» она награждается дипломом и золотой медалью.
Годы жизни в Гронове, с 1938-го и вплоть до депортации в Терезин в декабре 1942-го, оказались невероятно продуктивными для Фридл. Она пишет картины, иногда занимается с еврейскими детьми и очень много читает. В письмах Хильде Котны она формулирует свой взгляд на историю искусства, философию, психологию и педагогику.
В 1939 г. фабрика была закрыта, супруги лишились работы и квартиры. В 1940 г. В лондонской галерее «Аркадия» состоялась совместная выставка художников Джеральда Дэвиса и Фредерики Брандейсовой. Это была первая и последняя прижизненная выставка ее работ.
В сентябре 1941 г. евреям «Протектората Богемии и Моравии» было предписано носить звезду и «уплотняться», в результате чего Павел и Фридл оказались в тесной каморке. 14 декабря 1942 г. они вместе со всеми евреями Гронова были отправлены в областной сборный пункт в Градец Кралове. Они прибыли в Терезин 17 декабря 1942 г. транспортом Ch, в котором было 650 человек. Из них войну пережили 52 человека, в том числе и Павел Брандейс. В Терезине Фридл жила в детском доме и занималась с детьми рисованием.
6 октября 1944 г. Фридл под номером «Eo, 167» была депортирована в Биркенау, где погибла 9 октября 1944 г.

002

---------------------------------------------------------------
Энергия свободы

Фридл предначертала себе судьбу в прологе пьесы «Синяя борода». Она написала ее в шестнадцать лет.
Три философа-аскета представляются зрителям.

«Первый: Я — Жизнь. Я — мельчайшая частица Всецелого в круговом колесе жизни. Пока жизнь меня крутит — я живу.
Второй: Я жажду Жизни. По пути к цели, которая недостижима, я собираю богатый урожай.
Третий: Я мечтаю о Жизни. Я — эфемерен, я самый великий в природе, я — несостоявшийся».

Жизнь не крутила, но перемалывала Фридл своими жерновами. Но по пути «к цели, которая недостижима», она «собрала огромный урожай». Ее ученица, известная американская художница и искусствотерапевт Эдит Крамер, считает, что, если бы Фридл выжила, она достигла бы новых высот и заняла бы одно из ведущих мест в искусстве ХХ века. Но и то, что чудом сохранилось, ставит ее в ряд с лучшими художниками эпохи.


Последний раз редактировалось: Gato (Ср Ноя 10, 2010 5:27 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 4:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

003
-----------------------------------------------------------------

Воспоминания о Фридл


Винглер (известный искусствовед, специалист по Баухаузу)

: Аура личности Фридл не может затмить силы ее работ. Она была замечательно талантливым художником. Об этом свидетельствует ее художественное наследие… Ее друзей поражало, насколько личностно она воспринимала и решала все задачи. Эта неразрывность жизни и деятельности выделяла ее среди всех, заставляла помнить ее, хранить ее работы, даже случайные. Самая значительная сторона ее дара - педагогическая, в которой ее художественные способности и человеческая сущность слились в одно, проявилась в ужасающих условиях Терезина. Здесь искусство и воспитание искусством служили средством альтруистического желания жить для поддержания человеческого духа. В Терезине Фридл становится человеком, который поднялся над своей судьбой и над сроком своей земной жизни.

Эдит Крамер:
От Фридл осталось огромное наследие. Детские рисунки из Терезина, ее собственные работы и то влияние, которое она оказала на многих. Об этом можно лишь мечтать – чтобы наши дела и произведения продолжали жить в других людях. Трудно ожидать большего от жизни. Это влияние может трансформироваться, как с Эрной Фурман, например, -- она стала детским психоаналитиком.
Прежде всего, Эрна сама пережила смерть -- так это, вероятно, к ней и пришло – что можно делать с детьми в такой ситуации – и вот она написала книгу о восприятии смерти детьми. Это наверняка было связано с ее терезинским опытом – и там одним из наиболее значимых для нее людей была как раз Фридл Диккер, но как измерить ценность такого воздействия? Такие вещи невозможно измерить.
Можно лишь чувствовать, что такого рода влияния – важнейшая часть жизни, иначе человеческая жизнь уже давно бы распалась. Жаль, что лишь небольшая часть ее работ сохранилось, но то что сохранилось – замечательно (букв: красиво).
Ее творения будут говорить что-то людям до тех пор, пока на земле останутся бумага и пастель. Анне Сладковой и многим другим, и Лене, которая даже не знала Фридл, но Фридл играет такую важную роль в ее жизни. По-разному можно пережить свою жизнь.

Эрна Фурман:
Через Фридл мне открылся новый мир, она помогала мне и увлекала меня, она была замечательным, ни на кого не похожим учителем. Учеба у Фридл, часы, когда мы вместе рисовали, относятся к излюбленным воспоминаниям моей жизни. Тот факт, что дело происходило в Терезине, еще более обострял это ощущение, хотя в любом другом месте было бы то же самое…
В Терезине было столько специалистов мирового уровня во всех областях, и большинство из них было готово давать уроки или проводить семинары за хлеб (я с радостью отдавала свой хлеб за это более важное питание!). Я изучала философию, экономику, тесты Роршаха и т.д. Но я думаю, Фридл была единственной, кто учил не прося ничего взамен. Она просто отдавала себя.

Георг Эйслер (известный австрийский художник):
Это очень значительная личность и очень значительный художник. Ее искусство - не женское, в разделение искусства на женское и мужское я не верю. Есть очень хорошие художники - мужчины, и очень хорошие художники - женщины, вот и все. Работы Фридл исключительно чувственны, тактильны, она владела тайной прикосновения краски к холсту, владела материалом.
Ее творчество можно разделить на два периода: ранние - под влиянием Баухауза, конструктивистско-абстракционистские, и те, что стали появляться в 30-х годах.
В ее ранних работах очень сильно влияние иттеновской цветовой теории, и всего Баухауза. Они - дань времени, их отличает высокое качество, и они напрямую связаны с искусством дизайна, - все, что она создала в ту пору имеет один источник.
Работы 30-х годов (по-моему она вполне расцвела в середине 30-х годов в Праге) - это что-то совершенно другое. Некие отголоски стиля “Нового общества”, 20-х, начала 30-х годов. Кроме того, определенная связь с натюрмотрами Моранди…У нее появился свой стиль, мы безошибочно узнаем ее работы, если даже они и не подписаны, при этом ее стиль очень сложно как-то классифицировать…


Последний раз редактировалось: Gato (Ср Ноя 10, 2010 6:13 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 5:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

004
--------------------------------------------------------------
Елена Макарова писал(а):
Эдит Крамер, прислала мне описание уроков Фридл.


Она давала диктанты, в которых нужно было перевести звук в графическое изображение. Например, раз-и-дваа, раз-и-дваа, – это был определенный ритм, чтоб воспроизвести его, надо было точно ему следовать, нырять вглубь, бежать в гору... Иногда она диктовала задуманные предметы – улитку, восьмерку... Поначалу было не так-то просто поспевать за голосом. В конце мы должны были «пропеть нарисованное».
Это прекрасное и простое упражнение, ведь чувство ритма есть у всех, и, для того чтобы получилось красиво, особого умения не требуется. Иногда мы рисовали двумя руками, выводя, например, форму кувшина.
Диктанты нам очень нравились, потому что никогда нельзя было угадать, что будет дальше – у нее была невероятная фантазия: лестница вверх, лестница вниз, кто-то поднимается по лестнице, кто-то спускается. Вот скалка, а вот грубые кирпичи – тяжелые такие, из-под них растет трава. Авоська, поленья. Лиса вертит хвостом, или что-то совсем другое, например, вязанье. Она говорила: «Сделайте мне вязанье!», и еще говорила: «Представьте путешествие нитки в ткани, как она движется стежками, туда-сюда, туда-сюда, смотрите на фактуру».
Мы этим много занимались. Нужно было сконцентрироваться на определенном свойстве предмета, например, его ритме, фактуре, структуре, – и работать с ним. Чтобы не получалось все – и ничего. Чтобы научиться не теряя ритма делать очень мелкие движения, нужно сперва тренироваться на бумаге большого формата. Когда я стала хорошо рисовать углем, она мне это запретила. Велела рисовать карандашом, тушью или акварелью. Уголь рисует сам, у него выразительная фактура, а чтобы добиться выразительности в рисунке карандашом, надо много работать. Помню, я делала маленький рисунок тушью по Ботичелли. Она заставляла рисовать много по Боттичели, потому что у него мощный ритм.
Я тоже даю эти упражнения, у меня люди стоят на листах бумаги и рисуют вокруг себя. Очень важно, чтоб все тело участвовало в рисовании, и в этом смысле ритм очень важен.
Мне недавно пришло в голову, что одно упражнение, которое я даю на сеансах искусствотерапии, восходит к диктантам Фридл. Я прошу несколько человек в группе рассказать о том, что они хотели бы изобразить, например, какой-то характер, или событие, произведшее на них сильное впечатление. После этого дается задание нарисовать это не со своей позиции, но с позиции рассказчика. Для этого нужно очень внимательно выслушать, как этот человек рассказывает о своих переживаниях и эмоциях. Этому не учат в художественный школах. Там учат выражать себя.
Глядя на то, как сплетена корзина, можно ощутить внутреннее движение формы, понять фактуру вещей, она зависит от того, как и из чего они сделаны, природой или человеческими руками.
Рисунок тюльпана. Сразу видно, как она понимала его движение, – это не академический рисунок, в нем видно, что такое тюльпан по сути, что тюльпан хочет делать, куда хочет расти. Линия – сама нежность. Она любила цветы и растения. «Подумайте как растет бамбук – скачками – вверх, вверх, и, наконец раскрывается».
Или представьте себе, что вещи сделаны из проволоки, так что сквозь них все видно. Это как каркас. Когда вы научитесь рисовать то, что видно, зная что происходит внутри, вам будет гораздо проще, и рисунок выйдет убедительнее. Так можно разобраться во внутреннем плане каждого растения – что там у него происходит внутри. План у вас в руках!
Кроме того, существуют фактура, тона, объемы. Все они объединены ритмом, ритм – универсален. Потом есть еще цвет, и это совершенно отдельная наука. Как цвет работает на переднем плане, каков он в глубине, как его оттуда извлечь...
Похоже, в ее курсах была какая-то система: ритм, фактура, диктанты. Но сама наша работа не подчинялась никакой программе: мы могли начать с натюрморта, и, если для этого требовалось выйти на природу, мы это делали. Сама тема диктует тебе, что делать. Часто нам кто-то позировал, какие-то еще вещи – это не было систематизировано.
Я старалась изо всех сил, но иногда восставала. Фридл была очень темпераментной, прямо одержимой, и если чувствовала, что ученик сфальшивил, говорила: «Я знаю, что ты видишь, я знаю, что ты можешь нарисовать глаз один-в-один, – но я хочу увидеть глаз, а не его признаки! Рисование по поверхности без должной концентрации она называла репортажем. Это она отметала сходу. Она говорила: «Стоп! А теперь начни с верхнего левого угла». Советовала начинать рисовать человека с ног, а не с головы, или начинать с окружающих вещей, или объемов, с задницы, например. «Если вы собираетесь нарисовать портрет, но не знаете, где при этом у человека задница, ничего хорошего не выйдет». Нужно полностью понимать вещь, которую рисуешь, рисовать честно, не врать, – вот в чем было ее учение.
«Я знаю – ты талантлива, но что ты будешь делать с талантом – вот что важно!» Разумеется, с маленькими детьми она вела себя иначе. Такая требовательность важна взрослым или подросткам.
О проблеме цвета. Она очень часть работала с коллажами, потому что для этого не нужно смешивать цвета, можно найти и выбрать нужный цвет, нет опасности развести грязь на холсте и превратить все в кашу. В коллаже цвета остаются свежими, палитра не пачкается – это очень удобно.
Мы делали уйму коллажей, и потом, в Терезине, она много занималась коллажами. Получались прекрасные работы. Обычно, если мне хочется сделать что-то структурное, и при этом – в цвете, я прибегаю к коллажам.
Она говорила, что качество картины можно определить по ее размеру. Плохая картина выглядит маленькой; какой бы огромной она ни была, ощущение от нее как от почтовой марки. Хорошая картина выглядит большой независимо от ее размера.
Некоторые вещи, которые она говорила, настолько правильны, что мне хочется повторять их снова и снова. Вещи, которым она меня научила, стали частью меня. До сих пор, если мне кажется, что картина маловата, я знаю – что-то не то с композицией».


Последний раз редактировалось: Gato (Ср Ноя 10, 2010 5:43 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 5:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

005
----------------------------------------------------------


Фридл говорила, что совсем не обязательно изучать искусство по хронологии, достаточно для начала взять одну работу.

Вообще пора обратиться с Фридл. Читайте, если кто еще не читал этого!

Обучение искусству по переписке
Это именно то, чем мы с вами теперь занимаемся, только мы выставляем картинки в интернете, а Фридл вырезала их, откуда могла, и посылала в письме подруге Хильде, химику по профессии.

С 1940 года они несколько раз встречались подпольно. Хильда была немкой и не имела права общаться с евреями. Фридл как еврейка не имела права покидать Гронов, и общаться с неевреями. Так что промежутки между редкими визитами Хильды в Гронов (1939 – 1942) были заполнены перепиской.

"А теперь, несмотря ни на что, об искусстве. То, что я открыла в тебе такой глубокий интерес – уже само по себе чудо! Из этого сотворится нечто… (Фридл Дикер-Брандейс в письме к Хильде Котны, 1940, Гронов)


… Я с таким упорством ищу путь, который помог бы привести тебя к искусству …Иногда человеку достаточно одного лишь (ничем не мотивированного) преображения будничного - и ты от созерцания переходишь к видению.
Здесь тоже можно мысленно поменять притяжательные с «тебя» на «вас»!
…Из психологических наблюдений: человек видит, скажем, с четвертого этажа, лежащий на земле предмет, отливающий коричневым блеском, и он принимает его за осколок керамики; вдруг кто-то говорит ему - смотри-ка, я выбросил кусок жареного шпика, вон он валяется; и на глазах человека предмет, не имеющий ни формы, ни цвета, ни смысла, преображается в кусок жареного шпика.

К сожалению, мне не достает школы мысли, т.е. умения систематизировать, организовывать, отбирать…"


"Что же касается твоего процесса восприятия: здесь нужна отправная точка, без нее тебе будет трудно разложишь этот процесс на элементы. Например, задай себе вопрос, почему тебе так нравятся Микеланджело и богемские мастера. (Богемские мастера – это художники северной Чехии. Л.М.)Найди то общее, что их объединяет, посмотри, что есть у одного и отсутствует у другого…

Обрати внимание на краски, имеют ли они общий тон, каким цветом какая фигура написана, начиная с главной и кончая второстепенными, какое значение имеет именно цвет в этой, бросившейся тебе в глаза, композиции…

А светотень? Как она работает на трактовку, например, у Рембрандта второстепенные фигуры часто освещены ярче центральных… (26.4.1940)

Что делает художника художником?
Художник устанавливает свои соотношения между размерами, формами, красками, светом и тенью; но самого его можно узреть целиком лишь в связях и противопоставлениях - современникам и их техническим приемам. Тогда станет ясно, что его принципиально отличает, что он позаимствовал, кто он, на самом деле.


То, что тебе нравится Микельанджело, и то, как ты воспринимаешь его, уже хорошо. Одно плохо, все вы видите только законченные произведения, но не смотрите эскизов. Готовое совершенство практически недоступно. Ибо отсутствует масштаб, необходимый для того, чтобы правильно анализировать вещи.
Так, например, живопись Микельанджело бедна нюансами, он не пользуется светотенями. Но ему нет равных в лепке пластического пространства. Именно в этой области его идеи настолько необычны, настолько могучи, на все века вперед; обрати внимание на его «Рабов», выступающих из камня, на Пьету, похожую на скорбный оползень, – потом взгляни на работы его современников, и тогда тебе откроется другой Микельанджело, дерзкий, бесстрашный, по сей день озаряющий нас своими идеями.
Я ломаю себе голову над тем, почему именно руки и лицо производят на непросвещенных самое сильное впечатление. Должно быть 1) это связано с тем, что непросвещенный взгляд выхватывает из вещей взаимосвязанных отдельные части. В портрете лицо и руки действительно имеют огромное значение, хотя осанка, цвет кожи, фон куда более характерны, чем нос, которому художник придал ту или другую форму.
Поскольку непосвященные смотрят лишь на руки и лица, у них не развивается чувство пространства и целостности, столь важное при рассматривании картины. Все это – отношение к цвету, форме, пропорциям, есть и у них, но на подсознательном уровне. Касаясь той или иной картины важно знать легенду, с ней связанную, идеи, вокруг которых шла борьба современников. Например, в период Ренессанса определенные архитектурные формы вдруг начинают играть большую роль; или определенные легенды выходят на первый план: сцены поклонения святым, исцеления больных и т.д. Как-то Мюнц описал картину Караваждо, которая на первый взгляд кажется совершенной условностью, он же разглядел в ней мощную идею пространства, которое «закрыто» от нас холодным совершенством живописи… и мы видим лишь красивые руки и лица…
У богемских мастеров руки и лица лишены всякого значения. Общее впечатление от картин чрезвычайно сильное, детали же не имеют такого веса, быть может, оттого, что психологическое состояние персонажей не имеет ничего общего с нашим. У них великолепные краски, тончайшая техника, что создает ощущение орнаментальности, они владеют внутренним строением вещи – ясными соотношениями между вертикалью и горизонталью, между элементами, несущими на себе тяжесть конструкции и элементами свободного декора, в живописи эти вещи важны менее, чем в архитектуре.
Посмотри на Рембрандта, с его серо-коричневым фоном, у него каждый луч света вырван из тьмы, личность подчеркивается, самое большее, костюмом.

Сравни с импрессионистами, для которых человек равнозначен его окружению, то и другое одинаково случайно, любовно изображенные природа и человек одинаково восхищают зрителя. Средства, то есть свет и цвет, говорят здесь больше, чем сюжет.
После революции люди были в согласии с самими собой. Экспрессионисты. Человек проникает в пространство и соотносит себя с ним, часто он впихивает себя туда силой, разбивается в пух и прах, чтобы проникнуть туда, при этом разламывается как пространство, так и он сам (смотри Пикассо). Какая же это страстная попытка соединиться со всем, что вокруг. А мы получаем сколок с души художника, которая сама по себе так фантастична.


Сюрреалисты. Неуверенное, на ощупь, подражание всем стилям, поиски связей между вещами и человеком, поиски ментальные, что не так уж хорошо, но зато остроумно, часто талантливо и со вкусом. Человек уже не способен воспринимать себя всерьез, а серьезность окружающего мира провоцирует его на «мыслимые» фантазии. В столкновении с миром серьезности возникают странные образы. Так умирающий оставляет после себя бесформенные кучи хлама, разъятое время на фоне покинутого им девственного пейзажа; тесто, висящее на ветвях, часы, растекшиеся блинами…

Твое замечание не начинать с современного искусства наводит на предположение, что ты (как, видимо, и любой человек), хочешь иметь представление об истории искусства, чтоб ввести какой-то первичный порядок в хаос форм. Мой главный принцип состоит в том, что учащийся «не учась», способен бесстрашно нырнуть в этот хаос… .


Последний раз редактировалось: Gato (Ср Ноя 10, 2010 5:55 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошо бы полистать историю искусств, (например, Хаузенштейн хорош, много иллюстраций и можно читать с любого места, без всякой последовательности). Каждая эпоха настолько своеобразна, и в новизне, и в преемственности, изучая историю, ты совершаешь открытия, часто в ней проступают вещи ну совершенно неожиданные! (1. Всякая эпоха самодостаточна, так что всегда есть чему удивиться, 2. Эпохи не связаны непосредственной «логикой развития искусства».) И все-таки важно познакомиться с каждым стилем в отдельности, - хронология в истории искусств не самое первое дело…

С другой стороны, не следует считать примитивизм (принятый за эталон «простоты») началом, а сложность - итогом… (однако на этой идее паразитирует нынешнее искусство). Важно не запутаться в деталях, уметь видеть явления в совокупности, и постоянно пополнять словарь художественных приемов.

Мне ближе другой метод. Выбрать что-то одно, например, африканскую скульптуру, - и через это познать пропорции и ритм. Я вырежу тебе картинки из книги, посмотри на них внимательно и верни. Затем следи за ритмом и пропорциями во всех картинах и скульптурах. Смотри внимательно.
У Микеланджело, например, доминируют руки и ноги, в них вся психология. Напомню тебе об Адаме со свободно протянутой рукой, которая прикасается к руке Бога…

Адам-толстяк, изгоняемый из Рая (я упоминаю его потому, что каждая часть его тела чрезвычайно выразительна);

у Рембрандта не часть тела, а вся картина в целом. Посмотри офорт Рембрандта «Воскрешение Лазаря», там важна рука, которая заклинает Лазаря восстать из гроба. Это ранняя работа Рембрандта и там жест воздетой руки очень важен…

Стили в искусстве
Выражение «Импрессионисты» происходит от названия картины "Impression" - впечатление . Позже так стала именоваться группа художников, чьей задачей было передать ощущение, впечатление. Другая группа – экспрессионисты - выражают то, что происходит в них самих, когда они смотрят на вещь. Оба эти течения, как ты видишь по их названиям, имеют чисто личностную природу, т.е. являются психологически исключительно чистыми и честными… Далее идут футуристы, которые, собственно говоря, то же самое, что и импрессионисты, только они сосредоточены на "объектах" и их динамике. Почти каждая современная картина модерн в той или иной мере кубистична. У сюрреалистов есть своего рода четкая программа, они преимущественно любят изображать нечто психологическое, включая психоаналитические объекты, такие как видения во сне, картины «мыслей», то есть то, что не существует в действительности в качестве материального объекта, кроме того, они выбирают вещи, оптически привлекательные и волнующие зрителя - кристаллографию, рентгенологию, звездное небо или увеличенные изображения микроскопических предметов. Они устанавливают связи и контакты с вещами, в натуре не совместимыми и переосмысляют их, например, пейзаж с деревьями, на ветвях которых висят тряпки из теста, часы, изображенные в виде тряпки, висящей над креслом, тем самым, выражая свое отношение ко времени. Однако, среди всех этих «истов» слишком много имен, но мало крупных художников… Вместе с тем снова появились "чистые художники", без литературных претензий, но и этих до смешного мало…

О Сальваторе Дали
Основной тон этого письма можно определить понятием «несвоевременность».
… Несвоевременность Сальватора, как и всего направления, заключается в срывании масок, которыми закрыты лица всех времен и эпох. Наше сознание многослойно, между этими слоями в результате разных процессов, возникает взаимодействие. Результат этого взаимодействия и проявляется в искусстве, и его формы тем отчетливей, чем больше мы знаем об этих слоях и о процессах, которые эти связи обнаруживают.
Вот тебе пример ошибочной трактовки. Одна моя приятельница несколько лет прожила в Японии. Ее потрясло, что обнаженные мужчины и женщины там купаются вместе. Но ведь это как раз не обозначает ни сексуальной свободы, ни возвращения назад, к природе, напротив! Это именно указывает на исключительное табу в отношениях между мужчиной и женщиной.
Сальватор отказывается от общепринятых норм, от того, что принято считать «добром» и «злом». Он лишь черпает сведения о контактах между слоями сознания, например, как сочетается высокоразвитое сознание с сексуальностью, проходящей через всю жизнь, от самого детства.
С одной стороны – такой контакт обусловлен свободным развитием определенного содержания в определенную эпоху, с другой стороны кажущаяся безудержность есть продукт общей зрелости и свободы, которая и позволяет непосредственно, без внутренней цензуры, бесстрашно выявлять глубины собственного «Я».

Современность в картинах Сальвадора представлена, например, в изображении рояля с ужасным существом под крышкой, или автомобиля, едущего по разрушенному мосту, или женщины с дырой в теле, в которую видна часть пейзажа, или маленького ребенка в матросском костюме с дерьмом на голове, или железной дороги у греческой колонны, или коллекции наколотых бабочек на фоне морского пейзажа, - означает 1) созвучность всех этих вещей эстетическому сознанию, 2) полную свободу от всякого стеснения и комплексов…
Не стоит рассматривать его картины с той точки зрения, повесила ли бы ты их в своей квартире. За себя могу сказать - ни за что на свете. Но наступит время, и они будут висеть в музее вместе с картинами величайших представителей духовной культуры своего времени, по ним будущий исследователь сможет судить о степени свободы, безудержности и способностей человека нашей эпохи. И, если эти картины не доставляют удовольствия, то дело не в художнике, а во времени, которое он представляет. Невозможно отказать ему в мастерстве и той честности, которая открывает перед нами океан отчаяния. И это не его личное, человеческое переживание, но его точка зрения на искусство, которое не есть средство для доставления удовольствия, но портрет среды и нашего состояния в ней.
… В конце концов, сюрреализм искусства Сальватора это чисто клинический случай… для него эстетика является единственной, хотя и не очень надежной защитой от хаоса. Эстетика - последняя инстанция, движущая сила, мотор, способный создавать продукцию, защищающую человека от сил, над которыми он не властен…

Ван Гог, Матисс, Сезанн…

Не удивительно, что тебя взволновал Ван Гог, хотя книга Стоуна, на мой взгляд, приторная, полна фальшивой романтизации (например, эпизод с отрезанным ухом).ИзображениеИзображениеИзображение Прочти после Стоуна три тома ван-гоговских писем, это так здорово, и ты поймешь, почему мне не нравится Стоун. Ван Гог – возмутитель спокойствия, у него есть замечательные вещи. Но есть художники и более глубокие, например, Сезанн. Его картины беспристрастны, их глубина содержит в себе многочисленные элементы, которые ты пока не умеешь различать.

Рисунок, цвет, качество краски, принцип ее нанесения, светотени, пропорции, содержание (я умышленно поставила его ближе к концу), качество тона, фактура материала. И сколько существует видов мастерства, столько и школ, а сколько школ, столько и мастеров. Чем более подготовлен художник, тем более свободно пользуется он всем этим неисчислимым богатством. С другой стороны, мастер может быть ограничен в средствах, и все же очень силен.

Вспомни «Танец» Матисса. Бедная по цвету, тусклая, плохо прописанная, н с живым ритмом, - это безусловно очень хорошая картина.


Или, с другой стороны, Леже, который ритм поставил во главу своего искусства, у него и пропорции на месте, и цвет не врет, и, тем не менее это насквозь надуманный художник.
Изображение
Случайно попался в руки каталог венского музея (в нем я обнаружила засушенный в 1931 году клевер), и там я нашла ответ на вопрос, который занимал меня вот уже несколько лет. В те времена все было просто и легко. Художник находился в согласии с собой и миром. Его техника должна была этому отвечать и совершенствоваться в процессе творчества. Все, что он мог и хотел, отражалось в его работах в соответствии с планом. Если же он не мог отразить нечто (не принадлежащее этому миру), не было и картины.
Стало быть, следует понять, к чему стремится художник, и получилось ли у него это. Например, «Пробуждение» Рубенсу не удалось. Какое отношение имеет это буйство плоти к пробуждению?!

А теперь, несмотря ни на что, об искусстве. То, что я открыла в тебе такой глубокий интерес – уже само по себе чудо! Из этого сотворится нечто…
Посылаю тебе Сезанна, постараюсь раздобыть Ренуара. Вот художник большого масштаба, который за всю свою жизнь не создал ни одной символической работы, не подвергался критике и спокойно писал блестящие картины.

«Средства свободного выражения»…у Матисса наибогатейшие, - столько фрагментов, проб, всевозможных приемов… У Ван-Гога это всегда что-то одно единственное. Он слишком многое исключает (такова его одинокая жизнь, его мысли и работа); он представляется мне пылающим огненным колесом (с его солнцем, неизменно взятым в светлый обруч, с его клевером, похожим на кратер вулкана), - его мир преображен, очищен от лишнего. Такая простота вернее фальшивой глубины … Картины в большинстве своем выражают нечто, что, в передаче на словах будет звучать как преувеличение, или преуменьшение, или вообще бессмыслица. У меня сейчас есть только две пачки писем Ван-Гога (третья попала в пасть какому-то книжному шакалу, и пока не удалось ее оттуда извлечь); но я тебе все-таки их посылаю, верни их побыстрей, они не мои.

Условность и достоверность.
Рубенс не верит в Христа, однако, с оздает монументальную «Глорию», при этом атеизм его не получает никакого урона, а зато мы получаем потрясающую картину! А теперь посмотри на Кете Кольвиц с ее пафосом и неиссякаемой силой правды, и чем более достоверности, тем фальшивей ее работы.

Желание представить движение во времени родилось из кино (там оно фиксируется в виде кратких отдельных фаз). Таким образом, у меня возник импульс, который в том состоянии духа я не смогла выразить. А так хотелось передать движение в материале - от плоскости к линии…

Содержание живописи слишком общо, это срез, а не точка пересечения, и охватывает один (не важно какой длины) отрезок времени… Поэтому в истории останутся лишь те картины, в которые художником вложена философия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 5:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И вот ещё



Елена Макарова
Фридл
Документальный роман
http://magazines.russ.ru/druzhba/2000/9/makar.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 6:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добавлю немного работ, в сети их найти сложно.











А это один из последних набросков в Терезине, акварель, лето 1944. Погибла она 9 октября 1944 года.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 10, 2010 6:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если есть интерес к Терезину,вот статья

http://www.stosvet.net/7/terezin/index.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gato



Репутация: +23/–1    

Зарегистрирован: 20.10.2010
Сообщения: 740
Откуда: киев

СообщениеДобавлено: Пн Янв 23, 2012 9:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У Елены Макаровой появился адрес в ЖЖ.
заходите:)

http://makarovainit-ru.livejournal.com/
______________________________
вот ещё несколько работ Фридл





Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов -> BAUHAUS Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



smartDark Style by Smartor
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS